Гостиница «НОВОРОССИЙСК»
Репутация, испытанная временем!
+7 (8617) 606-505 8 800 77 00 712 (звонок по России бесплатный)
г. Новороссийск, ул. Исаева, 2.    |    Как к нам добраться
Главная  »  Новости  »   Новороссийск – соперник Ялты
СПРАВКИ ПО ТЕЛЕФОНУ
+7 (8617) 606-505

При бронировании номера через сайт
вы получаете 5% скидку от стандартного тарифа.
Новороссийск – соперник Ялты

Современная история Новороссийска начиналась с окружного городка Черноморского округа, на западной стороне Новороссийской или Цемесской бухты, при впадении в нее речки Цемес. На итальянских картах XIV-XVI веков бухта носит красивое имя Calo limena, т.е. “красивая бухта”. Она по праву очень долго считалась лучшей бухтой на восточном побережье Черного моря. Единственным ее неудобством был “бора” – сильный северо-восточный ветер, дующий здесь с особенной силой и даже ожесточением в зимние месяцы.

В конце последней трети XIX века в городе жило чуть более 8000 жителей. Город был заложен в 1836 году, когда было построено Цемесское укрепление, вошедшее в состав черноморской береговой линии. Вскоре укрепление было переименовано в Новороссийское, а спустя несколько лет возведено в степень портового города с большими льготами для жителей и торгующих.

Регулярное сообщение между Новороссийском и Батуми и другим прибрежными городами очень долго шло только морем. С 1882 года начались работы по устройству большой дороги вдоль всего кавказского берега Черного моря от Новороссийска до Сухими. “Сооружение это, без которого невозможны правильная колонизация и экономическое развитие богатого, но пустынного побережья, встречает величайшие препятствия в топографическом строении местности, отсутствии населения и множестве горных потоков и больших рек, сбегающих в Черное море с Главного хребта и его предгорий,” – писал в 1888 году русский этнограф Евгений Вейденбаум с несомненной надеждой, что строительство вскоре будет завершено, а весь край заживет новой жизнью с удвоенной энергией.

“Торговое значение города несомненно значительно увеличится с открытием движения по железной дороге,” – предсказывал Вейденбаум в своем классическом путеводителе по Кавказу. Действительно, в том же году город был соединен железной дорогой с другими важными пунктами не только на побережье и Кавказе, но и со столицами. И спустя всего десять лет стал губернским городом самой маленькой в России губернии – Черноморской. В первой трети ХХ в. Новороссийск был уже важным торговым центром, а его порт стал одним из ключевых портов Черного моря, а число жителей превышало 40 тысяч человек.

Благоустройство города не успевало за быстрыми темпами роста, и в этом смысле Новороссийск еще долго оставался спокойным и традиционным прибрежным городком. Старая часть города, в которой находилось большинство административных губернских учреждений, продолжала жить прежней жизнью, но в новой части, где тон задавали энергичные коммерсанты и промышленники, все выглядело иначе. Незадолго до проведения в Новороссийск железной дороги французское акционерное общество “Русский стандарт” приобрело на берегу бухты большой участок земли, на котором быстро вырос новый квартал с широкими мощеными улицами и красивыми домами. “На живописном месте сооружено очень красивое здание, в котором помещается второе Новороссийское общественное собрание. Это, бесспорно, лучшее клубное здание на всем побережье Черного моря”, – писал один из первых организаторов туристического бизнеса в России Григорий Москвич.

Одновременно с развитием города появились и идеи развития тут курортных зон. Плюсов у Новороссийска как у курорта имелось достаточно: прекрасные морские купания, близость Суджукского озера с замечательными целебными грязями, благоприятный летний климат и общая, по выражению современника, “недороговизна жизни вообще.” Оставалось только привести в порядок городскую инфраструктуру, запустить водопровод и сделать что-то с “Цемесским болотом” в центре города, так местные жители называли речку Цемес, протекавшую поперек города.

За решение всех этих проблем взялось товарищество “Новороссийский курорт”, которое занималось сооружением водо- и грязелечебниц, ванн, устройством морских купален и вообще всей прибрежной полосы. Большой интерес представляли и ближайшие окрестности города. К югу от города в начале прошлого века еще видны были следы крепости Суджук-кале, построенной турками в 1722 году как укрепление против набирающей силой Российской империи. К западу, на расстоянии 20 км, на берегу небольшого озера, находится ферма Абрау, замечательная своим образцовым хозяйством и, особенно, виноделием. На полпути к имению находится местность известная как “Широкая балка”. Климат здесь ровный – лето не жаркое и не влажное, зима теплая, и почти не бывает морозов. В декабре цветут левкои. “Широкая балка” была поделена на участки, которые были выставлены на продажу или сдавались в аренду. Многие из них очень быстро были застроены хорошим и качественным жильем для туристов и отдыхающих. Специальное курортное бюро распределяло приезжающих по дачам и заботилось об их устройстве и комфорте.
По мнению Григория Москвича, место это составляло хорошую конкуренцию Ялте и южному берегу Крыма с той лишь разницей, что жизнь здесь была и проще, и дешевле.